![]() |
|
Читатели библиотеки: 90 чел. 1-4 класс - 19 чел. 5-9 класс - 51 чел. педработников - 15 чел. прочие - 4 чел. Основные показатели работы: - книговыдача 3460 - книгообеспеченность 88 % - обращаемость основного фонда 0,3 - посещаемость 1680 Миссия, библиотеки: содействие социализации личности читателей, их информационной защите, оказание помощи в решении жизненных, задач. Цель: обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения образовательных потребностей читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в соцкультурную среду через чтение. Задачи: содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности. Информационная культура - инструмент непрерывной образовательной деятельности. Главная цель - не только вооружить учащихся совокупностью знаний и умений по работе с информацией, но и сформировать системное представление об информационной картине мира, подготовить к жизни в информационном веке. Учитывая возрастные особенности, уровень интеллектуального развития, используя беседы, игры, конкурсы и тестовые задания библиотекарь организует деятельность по формированию информационной культуры по 5 ведущим направлениям: информационные ресурсы общества; информационный поиск; методы преобразования информации, приемы интеллектуальной деятельности; самостоятельные научные и творческие работы; обучение новым информационным технологиям. Многочисленные противоречия между постоянно усложняющимися программами и низкой продуктивностью их усвоения могут быть устранены при общении пользователей библиотеки методам интеллектуальной деятельности: восприятию, анализированию и осмыслению любой информации. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: умением формулировать потребность в информации знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую vИнформационная культура обеспечивает возможность непрерывного образования и условия жизни в информационном обществе. В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование. Развитие образовательной реформы довольно быстро сделало очевидным то, что информационные умения и навыки должны бьпъ отнесены к числу обязательных общеучебных умений и навыков. Серьезно меняется структура информационных ресурсов, в практику взаимодействия с информацией вошли новью информационные технологии; реальностью школьной жизни становятся наукоемкие информационные формы учебной деятельности - все это требует иного уровня информационных знаний и навыков иного их состава и сочетания. Основным навыком должно стать формирование библиотечно-библиографических знаний. о реализации Проекта деятельности школьной библиотеки МОУ ООШ № 61 «Повышение информационной культуры учащихся ОУ» на 2005 — 2007 учебный год Главной целью данного проекта является: вооружить учащихся совокупностью знаний и умений по работе с информацией сформировать системное представление об информационной картине мира. подготовить к жизни в информационном веке. В каждом блоке программы сочетаются основные ее содержательные линии с привлечением разнообразных видов информационных ресурсов, сопровождением разных подходов, форм и методов работы. Несомненно и другое - содержательное поле программы не обязательно тождественно ее практической реализации. Структура программы не была строго заданной - слишком стремителен ритм современной жизни, слишком мобильно меняется ситуация. Интенсивность познавательной жизни современного школьника предельно высока. В связи с этим, введение в его обиход еще одного обучающего курса представлялось делом весьма непростым. Для преодоления в этом случае возможной реакции отторжения и агрессии школьники выступали не только восприемниками информации, но и на каждой ступени получали множество возможностей для реализации себя в роли транслятора и создателя информации (множество творческих заданий). Проект был введен в работу с учащимися начальной школы. Учитывая возрастные особенности, уровень интеллектуального развития, разный уровень подготовленности были организованны игр, конкурсы, беседы и тестовые задания со всеми учащимися начальной школы 1. Занятия, которые предназначены для учащихся 1 класса были проведены со всей начальной школой т.к. доминантным фоном 1 года, обучения по программе является осознание отличительных свойств библиотеки в ряду других учреждений. Усвоение правил поведения в библиотеке. На этом этапе была организована работа совместно с районной датской библиотекой, где учащихся познакомили со структурными подразделениями библиотеки доступными первокласснику (абонент, читальный зал, игровая комната). Библиотека была представлена как собиратель, хранитель и транслятор информации. Были проведены следующие мероприятия: - Беседы «Книга как основной носитель информации» «Такие они разные» (книга-гигант, книжки игрушки) - Конкурс рисунков «Обложка моей любимой книги» - Игра - тест на звание читателя (выявление и обобщение первых информационных навыков) - Творческий конкурс «Я рисую любимую книгу» 2. Следующие мероприятия были направлены на расширение спектра информационных источников, формирование первых шагов в обретении информационной самостоятельности. Беседа «Кто расскажет все обо всем?» (справочная и энциклопедическая литература) Обзор-беседа «Особенности, назначение, виды энциклопедий для маленького читателя» Практикум «Приемы поиска информации в справочном издании» Беседа «Как книга «просится к нам в руки»» (элементы книги: титульный лист, оглавление) Беседа - демонстрация «Как не заблудиться в книжном море» Практикум «Когда чтение бывает радостным?» (чтение и словарный запас, понимать все слова, понимать смысл прочитанного) 3. Реализация информационных знаний и навыков в читательской практике. Стабилизация положительной мотивации самостоятельной информационной деятельности была раскрыта через такие мероприятия как: - Ролевая игра «Играем в библиотекаря» - Беседа «Выбери сам» (первые рекомендательные и информационно-поисковые системы. Каталоги и картотеки) Индивидуальные беседы на выявление читательского интереса. Лекция «Стихийное чтение и осознанное чтение» Домашнее задание по интересу «План чтения на ближайшее время» Тест - игра «Первенство по читательской «самости»» 4. Следующим направлением является обобщение читательских обретений и навыков, обозначение грядущих информационных перспектив. Беседа с элементами тренинга «Багаж, который никто не отнимет». Здесь раскрываются секреты внимания и памяти. Роль внимания и памяти в учебной деятельности и интеллектуальном развитии личности, Обзор-беседа «Виды энциклопедий и справочных изданий. Функции и возможности справочных изданий» Турнир энциклопедистов «Ключи от всех энциклопедий» Научно - познавательная литература «В мире серьезной науки» Обзор-беседа «Я узнал про...» (рассказ о книге, открывшей новое знание) Реализация проекта и достижение поставленных целей началась с начальной школы и планируется продолжение работы по реализации проекта при переходе учащихся на основную ступень обучения. Следующая ступень это: выход в открытое море информации обозначение перспектив движения в информационных ресурсах, обретение информационных умений и навыков самоопределение в новой информационной ситуации.
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учится, осуществлять непрерывное образование. Развитие образовательной реформы довольно быстро сделало очевидным то, что информационные умения и навыки должны быть отнесены к числу обязательных общеучебных умений и навыков. |